Дорогами отцов
Род приходит и уходит, земля остаётся вовек.
Экклезиаст
Наша школа № 9 была основана в 1932 году и имеет богатую и интересную историю. В ней работало и работает много замечательных учителей, посвятивших себя нелёгкому, самоотверженному труду.
Материалы по истории школы и её учителям собирались в 70-ые, 90-ые годы, в настоящее время школьный краеведческий кружок продолжает формировать фонды будущего музея школы. И сегодня мы хотим рассказать об основателе единственной вТаштагольском районе династии учителей Каныштаровых - Голощаповых - Двадцатовой - Трампильцевой, представители которой работали и работают в нашей школе.
У этой династии три поколения учителей и четвёртое сейчас формируется. И удивительным образом история этой семьи неразрывно связана с историей страны и края в самые сложные переломные исторические моменты.
Изучая архивные документы, мы смогли найти новые факты, которые свидетельствуют о самом активном участии представителей этой династии в развитии нашего района.
Одним из первых учителей династии был Василий Васильевич Каныштаров, который родился 15.05.1915 г. в аймаке Учул, Кузнецкого района. Отец его погиб в гражданскую войну, мать умерла от тифа. Сиротами остались шестеро малолетних детей. Младшему Василию было 6 лет. По воспоминаниям дочери В.В. Каныштарова Татьяны Тудигешевой, отец часто с горечью вспоминал похороны своей матери. Он вместе со всеми хотел проводить мать в последний путь, но Василия оставили дома, так как ему обуть - одеть было нечего. И Василий, встав на подоконник и прислонившись лицом к окну, горько плакал вслед удаляющейся похоронной процессии, уносившей его маму из дома навсегда.
Всех братишек и сестрёнку распределили по разным детским домам. Василий окончил рабфак. Все его четыре брата тоже работали учителями.
В этот период в стране и районе происходили важнейшие политические изменения. В 1926 году по инициативе Томского губисполкома было юридически оформлено и закреплено Декретом Всероссийского центрального комитета образование национального района в Горной Шории. Это была одна из первых форм советской национальной государственности многочисленных народов. Целью образования Горно-шорского национального района было поднять социально-экономический и культурный уровень жизни коренного населения. В первую очередь была налажена работа 33 сельсоветов; количество школ за 10 лет увеличилось почти втрое. Началась подготовка к созданию шорской письменности и литературного языка.
Также к разряду достижений развития национального района можно отнести коренизацию государственного аппарата. Для подготовки национальных кадров совработников шорцы направлялись на учёбу в краевую школу советского строительства. В дальнейшем в районе была открыта своя совпартшкола. (Материалы по развитиюГорно-шорского национального района были взяты из доклада М. Тодышева на съезде шорского народа 17-18 марта 1990 года г. Новокузнецка, которые находятся в архивных фондах Таштагольского музея природы и этнографии).
Активную роль в становлении и развитии Горно-шорского района в 30-ые годы играл и Каныштаров Василий Васильевич. Он был коммунистом, работал корректором в редакции газеты "Кызыл-шор". Писал стихи, которые были опубликованы в сборнике молодых шорских поэтов "Красная шория", вышедшем в печать в г. Новосибирске в 1935 году. В 1940 году в сборнике известной исследовательницы шорских народов Дыренковой Н.П. "Шорский фольклор", изданном Академией наук г. Москвы, также опубликованы стихи Каныштарова В.В..Основная тема стихов Василия Васильевича была такой, как требовало то суровое время – о Ленине, боях, колхозах… В предисловии к сборнику, Дыренкова Н.П. писала, что наряду со старыми песнями приведены образцы новых песен, отличающихся высокой поэтичностью. Новым песням предлагалось посвятить особые сборники. Осуществить задуманные планы Надежда Петровна не успела. Она умерла во время блокады в Ленинграде в октябре 1941 года.
30-ые годы в нашей стране – это её трагическое время массовых репрессий. Большой урон в эти годы понесла и нарождающаяся шорская интеллигенция. По обвинению в контрреволюционном националистическом заговоре были уничтожены почти все наиболее видные ее представители. Эти обстоятельства, а также необходимость изменения административных границ в связи с промышленным освоением и нарушением экономической целостности района, послужили причиной реорганизации его в три обычных административных района (Кузедеевский, Мысковский, Таштагольский). Решение об этом было принято Новосибирским облисполкомом 29 сентября 1938г., явно превысившим свои полномочия. Но оно было закреплено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1939г.
После ликвидации национального района этническое развитие шорцев начало замедляться и принимать иные формы. Еще продолжалось преподавание в начальных классах родного языка, сохранялись фольклорные коллективы, проводились слёты сказителей, но реальных условий для дальнейшего развития общешорской национальной культуры уже не было. Были закрыты педтехникумы, редакция национальной газеты, делопроизводство и преподавание в школах стали вестись только на русском языке.
Уцелевшие после репрессий шорские учителя и другие представители шорской интеллигенции большей частью погибли на фронте, что явилось невосполнимой утратой для маленького народа. ( Материалы по Горно-шорскому национальному району из доклада М. Тодышева на съезде шорского народа 17-18 марта 1990 года г. Новокузнецка, архивные фонды Таштагольского музея природы и этнографии Горной Шории). Всех братьев Каныштарова В.В. тоже забрали на фронт, и они погибли там, попав в окружение. Сам Василий Васильевич на фронте отслужил 41 день, его комиссовали по состоянию здоровья.
После возвращения с фронта Василий Васильевич работал учителем в Кузнецке, Кузедеево, Кинерках, Малиновке. В 1944 году он был направлен партией на ликвидацию безграмотности населения в таёжные посёлки Таштагольского района. Сначала учителем начальных классов в Чилису-Анзасскую, затем в Усть - Анзасскую семилетнюю школу. В Усть - Анзасе он женился на молодом метеорологе Бельчегешевой Марии Михайловне. У них родилось в семье шесть детей. Все сведения о Каныштарове В.В. предоставлены его дочерью, известным кузбасским поэтом, Тудигешевой Татьяной Васильевной, которая живёт в г. Новокузнецке. По воспоминаниям Татьяны, отец производил впечатление человека, пережившего внутреннюю трагедию.
Скорее всего, это было связано с тем, что они стал свидетелем уничтожения духовной культуры шорского народа. Ему в тот период было где-то 23 года, это тот возраст, когда кажется, что всё лучшее впереди, когда жизнь полна надежд… и всё в один миг рухнуло. Ещё по воспоминаниям дочери, несмотря на материальные трудности того времени и постоянные переезды в семье всегда было много книг и, кроме того, отец много выписывал газет и журналов. Вся семья любила читать. Отец много рассказывал детям о космосе, устройстве Вселенной, истории, древних мифах.
Последнее место работы Василия Васильевича Большая Суета, куда он был направлен директором семилетней школы.
В 50-ых годах в Большой Суете велась добыча золота, и это был большой приисковый посёлок, где помимо шорского населения жило множество ссыльных раскулаченных семей и староверов.
Всю свою жизнь Василий Васильевич посвятил педагогической деятельности. Общий педагогический стаж его составляет 38 лет. Умер Василий Васильевич 21 февраля 1985 года.
У Татьяны Тудигешевой написаю стихотворение, посвящённое отцу, ещё не опубликованное, в котором она сожалеет, что мало интересовалась его жизнью и переживаниями. Наверное, многие из нас могли бы подписаться под этими строками, вспоминая своих ушедших близких:
Каплям мыслям твоим, почему ж, папа, я не внимала,
Легкокрылой волной по реке – жизни ветром несло,
Поздно плачу, но в радужной юности не понимала,
Что на свете без папиных глаз будет жить тяжело.
Сама Татьяна продолжает дело отца – она занимается, в полном смысле слова, просветительской деятельностью. Родилась Татьяна 19 ноября 1957 года в Усть – Анзасе, 5 -7 классы училась в Усть – Анзаской школе. С 6-го класса Таня начала писать стихи. Часто, взяв с собой тетрадь и карандаш, Таня уходила на высокий скалистый берег Мрас-Су и там, в уединении, писала стихи. 8-ой класс закончила в школе – интернате № 3 г. Таштагола. 9-10-ые классы училась в школе – интернате № 5 г. Междуреченска.
В 1980 году окончила Иркутский технологический техникум, совмещая учёбу с работой. В 1999 году была принята выездным Пленумом Союза писателей России в ряды членов Союза Писателей. В 2002 году окончила Московский Литературный институт имени М. Горького, Высшие Литературные курсы. В 2000 году издан поэтический сборник "Поющие стрелы времени". Публиковалась в Московских газетах "Российский писатель", "Литературная Россия", журналах "Наш современник", "Литературный Кузбасс", в газетах "Кузнецкий край", "Кузнецкий рабочий", "Губернские вести", "Кузбасс", "Красная Шория". На стихи Татьяны кузбасский композитор Маслов М.М. написал замечательные песни о красоте родного края, сборник песен и романсов "Моя земля", г. Новокузнецк 2005 год.
Поэтическим творчеством Татьяна помогает своему народу, прославляя его трудолюбие, вековую историю, красоту и величие родного края. В её творчестве редкое сочетание эпоса и лирики."В эпосе её устами говорит древняя история народа, а в лирике чётко просматривается психологический портрет нашего современника" - так охарактеризовал её творчество российский поэт Михаил Числов.
Пусть смерть идёт за нами, спины холодя,
Пусть больно жить порой на этом свете,
Пусть мы идём по жизни плача и любя…
Но легче с мыслью жить, что где-то есть земля,
Где мы нужны, где будем поняты, согреты.
Благодаря энтузиазму Татьяны Тудигешевой в г. Новокузнецке было создано шорское этнографическое объединение "Тазыхан" (в переводе с шорского означает имя матери властителя добрых духов Ульгеня). Дети, приходящие в центр, изучают язык, историю и культуру шорского народа, знакомятся с самобытным ремеслом своих предков. При объединении создан этнографический музей, экспонаты для которого Татьяна, вместе с мужем Николаем, собирала по посёлкам Горной Шории. И дети могут знакомится с культурой своего народа, соприкасаясь с подлинными предметами старины. Шорцы, приходящие в центр, говорит Татьяна, задумываются о себе, о своей жизни, им хочется поменять её к лучшему. Это хороший знак. Душа народа не умерла.
Сама Татьяна считает, что фамилия Каныштаровы происходит из ханского рода. Но своё происхождение предки Каныштаровых тщательно скрывали. В период Октябрьской революции, когда была объявлена война баям и кулакам, над ними висела угроза смерти или в лучшем случае раскулачивание и ссылка. Но род Каныштаровых умом, конкретными делами, просветительской деятельностью доказывает своё особое происхождение.
|